Иерархия в группе или 7 советов члену коллектива

Иерархия в группе или 7 советов члену коллектива Социальная Психология Групп

4 года я был классным руководителем группы детей подросткового возраста.Иерархия в группе или 7 советов члену коллектива

За это время перед моими глазами в порядка 1 200 дней непрерывно происходила так называемая групповая психодинамика и постоянно формировалась иерархия в группе. Создавалась структура кланов, появлялся лидер и/или лидеры, возникали групповые конфликты в коллективе, преследовались общие цели, организовывались союзы и т.д. Все это было приправлено детским максимализмом и того, что есть во взрослой жизни, а именно часто отсутствием уважения и гуманности к чужой жизни. Поскольку это были еще дети. Хотя и взрослые (и даже некоторые преподаватели) имеют данные черты.

Меня зовут Максим. Опыт практической педагогической психологии 4 года. Обучаюсь на психолога-коуча в Южном Федеральном Университете.
Моя специализация – создание, укрепление и усиление Вашей силы воли для более быстрого и более гарантированного достижения Вами Ваших целей. А также использование метафорических ассоциативных карт для более точного определения Ваших целей и для быстрого улучшения Вашего ресурсного состояния.  Работаю также коучем по достижению Вами Ваших целей. Финансовых и жизненных. И поскольку я более 14 лет в финансовой сфере также моя специализация – это психология Ваших финансов, психология Ваших инвестиций и психология Вашей торговли.
Записаться ко мне на консультацию и/или задать мне вопрос можно по ссылке: https://psiholog-maksim.ru/zapisatsya-na-konsultatsiyu или по ссылке https://psiholog-maksim.ru/zadat-vopros

Этой статьей я начинаю рубрику “Социальная психология групп“. Я обещал эту статью еще давно одному человеку на базе своего опыта классного руководителя. Но сильно затянул с ее написанием. Приношу ему извинения.

Для кого эта статья?

Хотя здесь больше описывается иерархия в группе школьников, тем не менее ее содержание будет интересно для члена любого коллектива. Будь это группа друзей. Или рабочий коллектив отдела.

Также статья, возможно, будет интересна для лидера. Формального или административного. Поскольку затрагивает вопросы социальной ответственности руководителя.

Плюс на факультете психологии, где я учусь, как раз началась тема “Групповая психология”. И эта статья на тему “иерархия в группе” возможно дополнительно поможет моим коллегам в обучении.

Ну и конечно для родителей школьников и/или студентов.

Иерархия в группе: основы психологии

Я буду больше ссылаться на особенности психологии группы исходя из своего опыта работы с детьми группами от 20 человек. Хотя иерархия в группе характерна везде, где есть от 10 человек. Даже при группах в 4 человека эта иерархия тоже может прослеживаться.

Особенно ярко психологическая иерархия в группе проявляется в закрытых, тесных группах. Где больше преобладают стадный инстинкт и агрессия, а применение мозга и гуманности сведено к минимуму. Это школа, армия и известные вам места. Хотя везде есть исключения. Особенно если в группу собираются гуманные, осознанные и разумные люди. И, повторю, даже в студенческой группе даже факультета психологии иерархия тоже наблюдается.

Изучение психологами темы “иерархия в группе” началось еще в 1700х годах. Когда стало ясно, что человек в группе ведет себя по другому, чем когда он один.

Основой для изучения взяли поведение представителей отряда Приматов класса Млекопитающие в их естественных условиях в их группе.

Иерархия в группе или 7 советов члену коллектива

Зигмунд Фрейд в своей обычной манере поставил основной причиной психодинамики группы вопрос сексуальных желаний (скрытых и явных). Но современная психология считает, что помимо секса причинами групповой психодинамики также являются желания самоутверждения, безопасности и т.д. в группе. Плюс необходимо было изучать психологические механизмы взаимодействия и их структуры в тесном сообществе людей. В результате появился такой подвид психологии, как психология социальных групп. Каноничный пример такой группы — простой и понятный каждому школьный класс.

Иерархия в группе, выстраиваемая школьниками, примечательна по ряду причин:

  • Во-первых, у школьника уже успевает до необходимых размеров вырасти потребность в самоутверждении, а способов его реализации по сравнению с теми, которыми располагают взрослые, у него совсем немного. Есть вариант стать спортсменом и получать разряды, есть вариант стать олимпиадником и получать грамоты — и есть вариант стать альфа-самцом и получить всё.
  • Во-вторых, школьный класс — это очень тесная тусовка, которая существует немалое количество лет и из которой не так-то просто выйти. Взрослый человек, заметив, что рабочий коллектив сделал из неё козла отпущения, может просто уволиться, завалив всю только что созданную иерархическую структуру отдела и/или группы. И оставшимся понадобится время на построение новой иерархии. Школьная иерархия в группе гораздо более прочна, и межклановые процессы в ней с течением времени обычно не рвутся, а укрепляются.
  • В-третьих, особенностей добавляет непуганость (тем более что уголовная ответственность наступает с 16 лет), максимализм, безбашенность и, относительно взрослой жизни – жестокость. Отсутствие тормозов и здравого смысла делает ранговую борьбу особенно красочной и похожей на борьбу приматов в природе. У взрослых всё более вежливо и гуманно. Хотя тоже бывают исключения. И групповая динамика в общих чертах тоже схожа.

Иерархия в группе школьников

В детском саду у детей нет такого понятия как иерархия в группе. Поскольку для детей дошкольного возраста авторитет родителей в разы выше авторитета своих сверстников. Отдельные личности, которые ломают игрушки других, обычно делают это из интереса к их реакции, либо из особенностей злобного характера.

Иерархия в группе или 7 советов члену коллектива

В начальных классах разбиение на группы отсутствует. Поскольку самостоятельности личностей нет, навыков управления и манипулирования другими тоже нет. Тут уже начинают выделяться те, кто работает на статус в классе или на статус перед родителями и/или перед учителями. То есть потенциальные лидеры или потенциальные олимпиадники/спортсмены. Но формирования школьных кланов еще нет.

Кланы начинают появляться в возрасте 10-12 лет. То есть при достижении детей пубертантного периода. А значит Зигмунд Фрейд, утверждающий, что иерархия в группе возникает в силу сексуальных аспектов человека и особенностей отряда приматов-обезьян, не так уж и далек от истины. Но в 10-12 лет еще сильна роль родителей и авторитета родителей/учителей.

Особый расцвет и ярко выраженная школьная иерархия достигается в 6-9 классах. Дальше группы уже начинают распадаться в силу выпускных 9 классов. Но могут и сохранять свою силу вплоть до выпускного 11 класса.

Структура школьной/студенческой/групповой иерархии

Сразу оговорюсь, что данная структура иерархии в группе – это как идеальная сферическая лошадь в вакууме.

Могут встречаться классы с неполными группами и/или с плавающими-пограничными структурами. Помимо иерархии в группе есть еще учебная и организационная иерархии в группе. Староста класса, например, может быть организационной альфой как административный лидер. Это может повлиять на динамику создаваемых кланов в группах.

Альфы. В 6-8 классах как альфа-лидер может быть банальный гопник с хорошей бицухой и умением быковать. В более старших классах (9-11) подчиняться низкоинтеллектуальному человеку становится уже дурным тоном. Особенно в современном мире. Поэтому чтобы стать альфой-лидером в старшем классе нужна довольно большая борзость/самоуверенность и хорошо подвешенный язык. Обычно в старших классах – это парень/девушка (да, у девушек тоже есть школьная иерархия в группе) из материально благополучных семей. Однако, если школа находится в  районе с дефицитом благополучных семей, то гопник может быть альфой-лидером вплоть до 11 класса.

Задач альф – поддержание единой структуры и главное – управление своим окружением. Хочет альфа завалить лекцию, окружение ему помогает. Хочет альфа возмутиться действиями учителя, окружение возмущается вместе с ним. Хочет альфа затравить омегу, окружение улюлюкает над омегой.

Позиции альфы в классе обычно не меняются (см. выше). Угроза альфе – это другой человек с развитыми альфа-качествами. Бывают примеры, когда в классе 2 альфы (в кинематографе это пример из сериала “Черные Паруса”: Флинт и Сильвер, 2 альфы, которые в последующем стали прекрасно уживаться на 1 корабле, где изначально есть иерархия в группе).

Беты. Их обычно в структуре группы 1 или 2. Не больше. Единственные друзья альфы. Он им доверяет и единственные к кому он прислушивается. У бет обычно либо хуже подвешен язык, либо не достает борзости/самоуверенности. Поэтому толпой они управлять не умеют, как альфа. Бывает что беты управляют толпой через прокси(промежуточную) альфу. Такие серые кардиналы. В ситуациях, когда нужно просто руководить, а не самолюбоваться и показывать крутость, беты становятся альфами.

Гаммы. Ходят за альфой-лидером и заискивают перед ним, если в чем то провинились. Рады тому, что получают ресурсы (больше моральные, чем материальные), которые завоевывает альфа с бетами. В сравнении с эпсилонами гаммы получают больше. Альфа обычно относится к гаммам без особого уважения, но держит их при себе за их преданность и за их ресурсы: багаж знаний и умений, возможности воспользоваться их квартирами для вечеринок, когда их родители уезжают и т.д. Чаще всего именно гаммы принимают участие в траве омег. По молчаливому или немолчаливому согласию альфы. Ошибка родителей омег, что они жалуются родителям гамм за их поступки, хотя нужно работать с родителями альфы. Который собственно зачастую и является причиной травли омег. Но об этом позже.

Эпсилоны. Большая часть класса или структуры группы. Ходят в школу не для того, чтобы показать свою крутость, а потому что так надо. Обычно эпсилоны – это буфер для альфы при разборках с руководством школы. Другого от эпсилонов альфе обычно не нужно. Эпсилоны не становятся омегами в силу либо в силу стрессоустойчивости к троллингу, либо в силу того, что они меньше выделяются среди всего класса, либо в силу значимости социального статуса их родителей. В травле омег эпсилоны обычно не участвуют. Когда она начинается, эпсилоны удаляются по своим делам, чтобы этого не видеть. Вне уроков могут совершенно нормально общаться с омегами, но вставать на их защиту бояться. Потому что это конфронтация с альфой-лидером.

Омеги. Те, кто резко выделяется среди всего класса и кто обладает малой стрессоустойчивостью к троллингу. Если омег нет, то класс часто разбивается на кланы, которые начинают конфликтовать друг с другом. Омеги – это те, которые не такие как все. Или которые делают не так как все. При этом вне класса они могут быть кем угодно и иметь высокий авторитет. Если большая часть класса имеет низкий уровень саморазвития с большим комплексом неполноценности, то омегами становятся ученики, которые делают большие успехи в учебе, спорте, творческой деятельности и т.д., но при этом не обладающие достаточной харизмой, чтобы расположить к себе других учеников. Причиной травли таких омег часто становится тот факт, что редкий человек не будет подсознательно чувствовать себя ущербным на фоне какой-нибудь гордости школы. Также зачастую омегами становятся те, у кого необычная внешность или поведение. Тощие, очкарики, полные, прыщавые, нетрадиционные и т.д. Главное для альф, чтобы ученик велся на троллинг, поскольку сильно комплексует по этому поводу. При этом любой альфа (и бета, в принципе тоже) знает, что в любом человеке можно найти изъян. Который можно раздуть до уровня комплекса. Для этого достаточно каждый день напоминать человеку об этом. Поэтому даже небольшой жирок на животе может довести девушку-омегу до самоубийства, если альфа с бетами и гаммами будут каждый день указывать ей об этом. Омеги – это группа суицидального риска. Поэтому с ними обязательно нужно работать. Даже если это заслуженная омега класса. То есть ученик(ученица), которые(ая) ворует ноутбуки у одноклассников, крадет принтер Brother из класса (было такое в моей педагогической практике), лжесвидетельствует на одноклассников, чтобы получить их материальные блага или отомстить и т.д. Даже такой омега нуждается в психологе, чтобы омега мог скорректировать свое поведение и стать эпсилоном.

Женская группа и ее особенности иерархии

Иерархия в группе или 7 советов члену коллектива

Выше приведенный пример был для смешанного коллектива и/или с преобладанием мужского состава. Ниже приведена стандартная иерархия в группе “женского” класса/коллектива, где девушек больше половины.

Альфы. Обычно это первые красавицы класса или отличницы с высокой самооценкой. Обычно, если в классе есть альфа мужского пола, то альфа женского пола имеет исключительные и не оспоримые классом права на него. Альфа мужского пола чаще всего против этого не возражает, поскольку боится потерять свой статус. Какая бы школьная любовь с бетой или с эпсилоном женского пола у него бы не была. В сравнении с описанной выше смешанной  и/или мужской группой женская иерархия в группе менее стабильна. Поскольку девочки чаще и сильнее конкурируют между собой за внимание мальчиков и более сильной сплоченности в сравнении с мужской/смешанной группой, у них нет. Отсутствие омег в женском коллективе, делает позицию альфы чисто символической. И когда есть иерархия в группе, то это отсутствие омег также разбивает (как и в разделе выше) женский коллектив на кланы. В каждом клане обычно есть своя альфа. И если женских альф в группе несколько, то они периодически конфликтуют между собой, втягивая в конфликт своих бет и гамм.

Беты. Это несколько подруг альфы-лидера. Они служат для альфы женского пола для распространения сплетен и оказания ей услуг. Опять же лояльность бет альфе-девочке достаточно низкая. Поскольку женщины более доверяют мужчинам, чем другим женщинам. В силу той же женской конкуренции за мужского внимание и за ресурсы мужчин. По наблюдениям, альфы-лидеры обычно стараются брать в подруги невзрачных и малопривлекательных в сравнении с ней. Поскольку альфы всегда боятся, что беты могут составить ей конкуренцию. И чтобы альфа на фоне своих серых бет была более яркой и привлекательной.

Гаммы. Это поклонницы альфы. Выполняют более “грязные” услуги, чем те, что оказывают альфе беты. Но женская альфа в отличие от смешанных/мужских групп более лучше с ними обращается. Гаммы всегда гордятся, что являются поклонницами альфы и стараются ей во всем (или в большинстве) подражать.

Эпсилоны. Девочки, которые ходят в школу не для того, чтобы покрасоваться перед остальными, а потому что надо. Все то же, что у смешанных/мужских групп.

Омеги. В женском коллективе омеги в основном выбираются по тем же принципам, что и в предыдущем разделе. При этом все же больше упор делается на внешность. Также бывает, что омегами становятся те девочки, которые стараются понравиться всем и/или слишком пытаются всем угодить. Наиболее частый вариант преследования женской омеги более или менее взрослым женским коллективом (напоминаю, что девочки взрослеют гораздо быстрее мальчиков, но к 20 годам они догоняют друг друга) – это полное игнорирование омеги. Ничто не бьет так сильно по женскому самолюбию как игнорирование ее. Как женщинами, так и мужчинами. В случае низкого саморазвития женского коллектива варианты преследование омег мало отличается от смешанных/мужских групп. И поскольку в женском коллективе внешность – это главный ранговый потенциал, то в отличии от смешанных/мужских групп, любая женская омега может резко поднять свой потенциал в женском коллективе просто сев на диету, начав ходить в спортзал, научиться макияжу, укладке волос, стилю в одежде и т.д. Даже не особо прикладывая усилия к учебе или к повышению своего уровня развития. Подчеркну, это в школьном классе.

Тренер, лидер, руководитель, учитель(ница): что им нужно учитывать при работе с группами

60% моих учебных часов приходилось на обучение подростков информатике. Это тот предмет, когда в любом классе находился 2-3 ученика (были и успешные ученицы), которые знали отдельные сферы информатики лучше меня. Поскольку я просто не успевал (собственные дети; семья; подготовка к другим предметам) отслеживать последние изменения (а  информационные технологии развиваются не ежегодно, а ежеминутно и даже ежесекундно).

При этом учительница может осознанно (если у нее горит пламя раздражения) или неосознанно (особенно если это любимый учитель класса, который обожает ее(его) предмет и совершенно случайно оговорилась(ся)) вызвать травлю в классе. Поскольку этот ученик(ученица) выделяется учителем в группе. А если ученик(ученица) не такой(ая) как все… (см. выше)

Поэтому учителям/учительницам очень важно (!) следить за словами и и быть крайне осторожными в комментариях относительно поступков и/или вопросов и/или внешности и т.д. учеников класса/группы.

Учителю/тренеру стоит выявлять альфу в классе/группе (в принципе это легко. Поскольку они любят посамокрасоваться) и контролировать его/ее. Делать это мягко, непринужденно и не заискивая. Поскольку альфа может повлияет на посещаемость предмета, на организацию школьных мероприятий, на количество самоубийств в школе и т.д. При этом ни в коем случае не быть должным альфе-лидеру, когда иерархия в группе у вас перед глазами. То есть просить альфу помочь в организации чего либо. Особенно публично. В принципе альфа с высокой вероятностью согласиться на это, поскольку это многократно усиливает его статус альфы. Поскольку сотрудничество с административным альфой (учителем/учительницей/тренером/преподавателем/руководителем) резко поднимает его до небес в глазах класса и резко привлекает в его окружение гамм с нужными альфе ресурсами. При этом школьный альфа, чаще всего, не контролируемый. То есть он спокойно потом может употребить эти ресурсы в совершенно противоположном от желания учителя/учительницы/тренера направлении. Вплоть до жесткой травли омег.

Стоит вызвать родителей альфы-лидера в школу (и делать это регулярно. Примерно 1 раз в 3 месяца. В том числе ради информации об успехах их ребенка.). Похвалить их за то, что они воспитали потенциального лидера. Попросить напоминать их ребенку фразу из “Человека Паука”. Что большая сила подразумевает большую ответственность (если дословно: “с большой силой приходит большая ответственность”). Поэтому альфа может также неосознанно (как учитель(ница) выше) вызвать неосторожными словами травлю омег его гаммами.  Поскольку есть иерархия в группе. Можно взять (для родителей, не для альфы-ученика(ученицы)) тот же пример из “Черных Парусов”, когда неправильное понимание слов альфы Джона Сильвера (8 серия 2 сезон) его гаммой привело к тому, что погибли люди из команды. Чего альфа Сильвер абсолютно не хотел и не желал, поскольку заботился о всех членах команды. Пример когда есть иерархия в группе парусного корабля, и гаммы неправильно понимают слова альфы и это приводит к смертям.Иерархия в группе или 7 советов члену коллектива

 

Поэтому когда альфа обещает дать ремня тем, кто его не слушает, он может выражаться фигурального, а его гаммы могут выполнить это реально. Социальная ответственность современных лидеров и иерархия в группе – это вообще очень больной вопрос нашего Общества.

С омегами нужно работать более плотно и чаще, чем с альфами. Часто бывает, что родители омег не могут им помочь (например, неблагополучные семьи). Поэтому приходится помогать омегам самостоятельно. Методы те же, что будут описаны ниже. Главное, дать понять омеге, что он не один. И чтобы омега поверил в это. Что рядом с ним морально будет, как минимум, его учитель и классный руководитель.

Если Вы считаете, что Вы – родитель омеги в классе

Главное поймите, что Ваш ребенок абсолютно нормальный и развитый. Чаще всего, повторю, омега – это тот, кто выделяется (или кого выделили) среди всех остальных людей в классе/группе.

Иерархия в группе может быть слабовыраженной и с отсутствием омег. Вам может просто повезти с классом, когда его классный руководитель советской закалки и строит по этому образу и подобию свой класс. Это хорошо контролируемый коллектив, курируемый человеком, воспитанным на старых советских идеалах (в хорошем смысле этого слова). В данном классе коллектив, как правило, дружен, сплочён. Иерархия в группе слабо выражена. Омег не может быть в принципе. Если такие появляются — то его всем классом вытягивают на «средний уровень».

Иерархия в группе или 7 советов члену коллектива

Также может повезти с классом, когда у всех в голове только учеба. Обычно это элитарные классы. Не путать с мажорными классами, где иерархия в группе более выражена. В элитарные классы набирают не тех, у чьих родителей больше денег, а тех, у кого больше всего мозгов для успешной учебы. А если много мозгов, то см. начало этой статьи. Лично мне повезло учиться в таком классе в старшей школе Экономико-Математического Лицея.

Самая большая ошибка родителей омег – это советовать омеге давать сдачи обидчикам. Особенно в физическом смысле. Поскольку, если в советское время школьные драки были обычным делом и никто в милицию в них не заявлял, то в современном Обществе заявление в полицию подадут именно на омегу, который дал сдачи. Альфы, беты и гаммы стали гораздо хитрее. Поэтому если омега дал сдачи, придушив альфу, то хитрый альфа побежит заявлять в полицию и привлекать омегу к ответственности за драку. В результате у омеги появится привод. Что будет еще большим поводом к дальнейшему троллингу омеги.

Также большая ошибка родителей омег – это жаловаться на гамм, которые травят их ребенка. Лучше всего подойти к классному руководителю и попросить их помощи в беседе с альфой(ами) класса. В крайнем случае поговорить с родителями альфы(ами) класса. Только не в ругательном тоне (никто не любит, когда кто-то обвиняет или критикует их ребенка), а в тоне сотрудничества, как родителей детей одного класса. Если родители альфы статусные, то не стесняться просить встречи с ними. И упирать на их социальную ответственность как лидеров в отношении остального Общества и в отношении детей класса, где учится их альфа.

Школьный Коллектив и омеги: как действовать омегам

Классный руководитель и родители должны внушить омегам следующее:

  • перестань вестись на троллинг. Вместо установки “как я вас всех ненавижу” ставь внутреннюю установку “как же вы задолбали, дебилы”Иерархия в группе или 7 советов члену коллектива
  • поддерживай общение и забей на ранговость. Стань школьным бамбуком, которому по барабану иерархия в группе, статусы альф, гамм, бет, как они одеваются, какие у них гаджеты и какой серии, какие у них родители и т.д. Рассказывай истории, будь отзывчивым в помощи другим (но не заискивай – шестерок никто не любит), пытайся рассказывать анекдоты (сначала потренируйся перед зеркалом)
  • объединись с кем-нибудь в классе. Группа омег или группа эпсилонов может успешно противостоять альфе с его бетами и гаммами, когда есть иерархия в группе.
  • посмотри пару часов стендапов (категории не выше 18+). Постарайся научиться отражать словесно едкие замечания альфы в твою сторону. Альфа – это человек, который утверждается за счет других. Обычно альфа имеет серьезные внутренние психологические комплексы и завышенное самолюбие. Что тебе на руку. Поскольку хороший словесный ответ, который заденет самолюбие альфы, может показать, что тебя лучше не трогать. Если альфа – лидер – гопник, то твои хорошие словесные ответы могут быть для тебя чреваты более сильной расправой. Как в пословице: “Когда замолкают дипломаты, начинают говорить пушки (а точнее кулаки)”. Поэтому данный совет опциональный.
  • будь собой. Не пытайся изображать из себя червонец (который любим всеми), когда есть иерархия в группе. Люди, которые пытаются закосить под искренне неприятный и чуждый им типаж, на самом деле выглядят жутко неестественно и подобострастно. Занимайся своим делом и наплюй на якобы неписанные правила поведения в группе. Потому что их не существует. Люди с сильными недостатками, с внутренними проблемами и с личными психологическими комплексами обычно докапываются до других (что у них тихий голос, плохой слух, задаешь много вопросов, не так одет(а), не так сделал(а), не так встал(а) и т.д.). Поскольку им надо моральное (для себя) подтверждение, что они не одни такие с своими недостатками и со своими психологическими проблемами. Перефразирую поговорку: “У кого, что внутри болит (и/или имеются недостатки), тот к этому и придирается у других”. Для решения собственных внутренних сильных психологических проблем они ищут неуверенного в себе человека с мягким характером. Чтобы придираться к нему регулярно. Повторю, чтобы самоутвердиться за его счет. Если он альфа, бета и гамма, то иерархия в группе ему это позволяет. Обломай по полной программе их попытки решить за твой счет их личные комплексы и их внутренние психологические проблемы. Игнорируй их постоянные замечания относительно тебя. Пусть они обратят внимания на собственные недостатки и перестанут считать/замечать недостатки у других. Посоветуй им сходить к психологу, чтобы они перестали придираться к тебе и начали замечать и решать свои недостатки, свои внутренние и свои внешние проблемы. Правда, они все равно это не поймут и не примут с благодарностью твой совет. Поскольку в силу своих психологических проблем и комплексов привыкли давать советы другим, а не принимать советы от других в свой адрес.
  • подними свою самооценку. Повторю, омеги – это чаще всего те, кто выделяется среди толпы. То есть часто неординарные личности. Которые во взрослой жизни могут уделать альф и бет как Бог черепаху. Среди самых известных омег есть такие люди как
    • Ричард Бренсон. В школе он мычал, заикался и отчаянно краснел, пытаясь читать учебники при учителях. За это класс постоянно его троллил и избивал. Только ближе к концу школы выяснилось, что у него была дислексия – неврологически обусловленная неспособность распознавать письменную речь. В то время ни врачи, ни педагоги не знали об этой болезни. Во взрослой жизни Бренсон стал гением бизнеса (Virgin Group), миллиардером и почетным рыцарем Великобритании.Иерархия в группе или 7 советов члену коллектива
    • Наполеон Бонапарт. Его каждый день избивали во французской школе за то, что он был с острова Корсика и плохо знал французский язык (он так и не избавился потом от корсиканского акцента и от ошибок в правописании). Даже учителя травили его за это. В результате его войска держали в страхе всех европейских альф и его иерархия в группе руководителей государств не вызывала сомнений. И он – единственный полководец в истории планете Земля, кто захватил Москву.
    • Исаак Ньютон. Мальчик был одним из худших учеников в школе. Причем труднее всего ему давались именно физика и математика. Но однажды его поколотили одноклассники, и Ньютон решил доказать, кто на самом деле «круче». В итоге, спустя сотни лет мы помним Ньютона. И совершенно не помним тех, кто его избивал в школе.

Иерархия в группе: резюме

  • Иерархия в группе возникает в более или менее длительных полузакрытых или закрытых системах (школьный класс, студенческая группа, длительная группа тренинга, большой рабочий коллектив, компания друзей и т.д.)
  • Если в группе больше быдла, чем небыдла, то иерархия в группе будет ярко выраженной, и обязательно будут омеги
  • Если у коллектива есть одна большая цель (например, всем (ключевое слово “всем”) сдать ЕГЭ на 100 баллов), то иерархия в группе может быть слабо выраженной
  • Если у участников группы много мозгов и много осознанности, то иерархия в группе также может быть слабо выраженной.
  • Если в группе есть кланы, то клановые конфликты будут отвлекать от травли омег. Если омега – Макиавелли, то он будет применять технику “разделяй и властвуй”. Чтобы в своих конфликтах альфы и беты забыли про травлю омег.
  • Если коллектив больше женский, чем смешанный, то травли омег будет меньше. Подсказка родителям омеги: переводите ребенка в класс, где больше девчонок

Иерархия в группе: литература и методические задания

  • Barlow, P. A Constant Of Temporal Structure In The Human Hierarchy And Other Systems — Acta Biotheoretica 40: 321-328, 1992
  • Boehm, Christopher. 1993. “Egalitarian behavior and reverse dominance hierarchy.” Current Anthropology. 34 (3): 227-254. Boone, J.L. 1992. “Conflict, cooperation and the formation of social hierarchies.” Evolutionary Ecology and Human Behavior. Ed. E.A.Smith and B. Winterhalder. New York: Aldine de Gruyter.
  • Прочитать книгу Уильяма Голдинга “Повелитель мух” и определить какая иерархия в группе в этой книге
  • Посмотреть кинофильм 2007 года “Класс” и определить какая иерархия в группе в этом фильме
  • Посмотреть кинофильм 1983 года  “Чучело” и определить какая иерархия в группе в классе этого фильма
  • Посмотреть кинофильм 2021 года “Поколение Вояджер” и определить какая какая иерархия в группе на космическом корабле

Желаю Вам хорошего настроения в дождь и когда “плохая погода” в Вашей жизни!

ПОЖАЛУЙСТА, НАЖМИТЕ НА 4-2-3-5 СИНИХ ЗВЕЗД СПРАВА >>> для оценки данной статьи. А в комментарии ниже, пожалуйста, напишите Вашу обратную связь:
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Ваш психолог-вдохновитель Максим
Пожалуйста, ниже напишите мне: >> Какая информация была для Вас значимой/интересной в моей статье? >> Какие вопросы, возможно, возникли у Вас при прочтении статьи? >> Что у меня получилось при написании статьи? >> Какую информацию/инсайты Вы будете использовать из моей статьи? >>> Что нибудь еще?