Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:
- Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
- Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
- Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
- Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
- Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
- Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).
Устойчивая и неустойчивая мотивация различается и по типам.
Существует два основных типа мотивации: «к чему-то» или «от чего-то» (ещё это часто называют «методом кнута и пряника»).
Но есть и дополнительные виды мотивации:
- Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли, поддержка температуры и т.д.);
- Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.);
- Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).
Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию.
В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию.
Изучение этих потребностей повлекло за собой появление трех главных направлений:
Содержательные теории мотивации изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели, к которым стремится человек. По большей части, они сконцентрированы на анализе потребностей человека. Содержательные теории описывают структуру потребностей и их содержание, а также то, как всё это связано с мотивацией индивида. Уклон делается на то, чтобы понять, что побуждает человека к деятельности изнутри
Процессуальные теории мотивации акцент делается на объяснении процесса выбора поведения, способного привести к желаемым результатам. Процессуальные теории объясняют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. В процессуальных теориях поведение человека определяется не только потребностями, но является функцией его восприятия и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией, и возможных последствий того типа поведения, который выбрал человек
Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника, берут за основу определенный образец работника, его потребности и мотивы.
Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.
Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности.
Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.
Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона. Эти ученые, исследуя влияние негативной мотивации на животных, в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее оптимальной является средняя интенсивность мотивации (задавалась интенсивностью ударов тока)

- профессиональный дипломированный финансист. Государственные Аттестаты Специалиста Финансовых Рынков по управлению ценными бумагами. Первые акции купил в 1995 году. Знаю и практикую более 57 разных финансовых инструментов (начиная от облигаций и заканчивая опционами). 7 лет опыта работы на брокеров, банки и управляющие компании. Учредитель Клуба Создателей Капитала.
- профессиональный дипломированный бухгалтер. Преподаватель «Бухгалтерии Предприятия» и «Правоведения». Основатель Клуба Правильных Бухгалтеров. Специализируюсь на бухучете ООО его сделок на фондовых, срочных, товарных и валютных рынках, а также на льготах, выплатах и оформлению 3-НДФЛ для физлиц, по льготным системам налогообложения малого бизнеса и по отчетам по сотрудникам ИП и ООО в фонды и в ФНС
- профессиональный дипломированный психолог-вдохновитель. Специализируюсь по анти-прокрастинации, по оптимизации времени, ускорению в 10-20 раз достижения Ваших целей и по профилактике Ваших психосоматических болезней (помощь в устранении тревожности, конфликтов, фрустрации из-за сильных препятствий к достижению Ваших целей и т.д.). Основоположник Максимальной Психологии и Клуба Счастливых Людей.
- начинающий специалист по продвижению Ваших услуг. Специализация — SEO тексты, создание блогов, создание лендингов. Бывший (4 года) учитель информатики. Владею Adobe PhotoShop, Adobe Dreamweaver, HTML языком. Обучался копирайтингу лично у Павла Берестнева.